662354, Российская Федерация, Красноярский край, Балахтинский район, с. Большие Сыры, ул. Космонавтов, 8

Почему нельзя обсуждать учителя при детях?

                 Почему нельзя обсуждать учителя при детях?

И вы становитесь, и я становлюсь свидетелем того, что где-то происходят конфликтные ситуации — среди родителей и учителей. И, что особенно прискорбно для меня и для вас, что в эти конфликты вовлекаются дети. Это подрывает в первую очередь авторитет учителей и дает неправильный, я подчеркиваю, пример для ребенка.

Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.
Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.
Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:
«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».
Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.
Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.
Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.
     Родители не должны обсуждать учителей с детьми – это подрывает авторитет школьных педагогов. Мы должны четко понимать, что и между родителями и школой, и школой и родителями должно быть глубочайшее взаимопонимание и должны быть четкие линии, куда каждая из сторон не может идти. Многие родители не согласятся с этим. Как это – не обсуждать? А если учитель не прав? А если учительница не понимает особенностей/трудностей/гениальности моего ребенка? Да, такое встречается сплошь и рядом. Не понимают. Ошибаются. Вообще далеки от идеала.
Давайте зададим себе вопрос: чего мы хотим добиться, обсуждая действия учителя с ребенком? Учим его отстаивать свои права? Делать замечания старшим (по возрасту и служебному положению)? Не считаться ни с чьим авторитетом?
Но тогда надо быть готовыми к тому, что и наш авторитет не будет ничего значить для ребенка. Точно так же, как мы обсуждаем «училку-дуру» со своим ребёнком, чуть погодя он будет обсуждать нас со своими приятелями. Есть золотое правило нравственности: поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. Представьте себе ситуацию: Марьванна вызовет вашего Васю и станет обсуждать, какие у него глупые, бестолковые, никудышные родители. Вам это понравится? Нет? Вот и вы не позволяйте себе ничего плохого говорить об учителе в присутствии ребенка.

Во времена моего советского школьного детства в семье обсуждение учителя с детьми было «просто невозможно», и благодаря этому авторитет учителя был непререкаем.  Конечно, в наши дни изменились стандарты взаимоотношений, уважения к личности, и это хорошо. Лозунг «не ставь личное выше общественного» теперь выглядит нелепостью, как и многие другие пережитки советского прошлого. И возвращаться в него мне бы ничуть не хотелось, упаси Бог.
Но зачем же вместе с грязной водой выплескивать ребенка? Избавляясь от советской идеологии, не надо ставить с ног на голову взаимоотношения в школьном коллективе. Учитель должен быть авторитетом для детей, от этого всем только легче. Легче учителю, потому что класс его слушает, дает вести урок. Легче детям, потому что их не мучают сложные противоречия (Марьванна говорит так, а мама наоборот). Легче и самим родителям, потому что ребенок более спокойный.

Если у ребенка в школе проблемы, поддержите его, но ни в коем случае не подогревайте недовольство. Скажите, что вы поможете ему наладить отношения с педагогом. И постарайтесь понять, что вызывает у учительницы нарекания. Как правило, они не бывают совсем на пустом месте.

Если вам что не нравится, выясните у ребенка все подробности происшествия, не давая оценок. А потом пойдите к учителю и выслушайте другую точку зрения. Между прочим, ваш ребенок тоже может быть не прав (вы не знали?). Кстати, некоторые родители ни за что не согласятся с последним утверждением.
Если учитель в самом деле не прав, постарайтесь поговорить об этом с ним самим, спокойно и без «наездов». Объяснить ситуацию, дать понять, что вы со своей стороны тоже не бездействуете. Не помогает? Все плохо? Объединитесь с другими родителями, выясните их мнение. Сходите все вместе к директору. Но все эти проблемы должны решаться взрослыми, не вовлекая в конфликт детей. Не только не рассказывайте детям о происходящем, но и избегайте при детях обсуждать ситуацию с мужем (или женой).
Но чаще всего наше недовольство учителем ограничивается какими-то пустяками, вроде неправильного произношения некоторых слов или заниженной (по нашему мнению) оценки за контрольную.
В таких случаях гораздо правильнее ограничиться активным слушанием.
Вместо слов «могла бы и четыре поставить, что ей, жалко, что ли?» скажите ребёнку так — «Да, обидно. Но у учителей есть официальные критерии оценивания, так что ничего не поделаешь, здесь только тройка. Но смотри – у тебя на две ошибки меньше, чем в прошлый раз! В следующий раз ты сможешь еще лучше».
Такой подход позволяет вам сохранять близкие отношения с ребенком, разделять его переживания, но при этом не ронять авторитет учителя в его глазах. Прежде чем открыть ребенку «суровую правду жизни», взрослым стоит задаться вопросом: чего они этим достигнут? Дискредитируя школу, они лишаются важных рычагов воздействия на детей.

Во-первых, потому что процесс обучения во многом зиждется именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно, усердие в их изучении появляются не сами по себе, а под влиянием педагогов. Если учителей ни в грош не ставят, то и дисциплина начинает хромать.

Ну и во-вторых, лишая ребенка авторитетных взрослых в школе, мы своими руками подталкиваем его к поискам авторитетов на стороне. А ведь далеко не всегда ему попадутся достойные люди. Да и потом, к педагогу еще можно предъявить претензии, а с «неформальных лидеров» какой спрос?

Вот здесь мы должны четко понимать, что и между родителями и школой, и школой и родителями должно быть глубочайшее взаимопонимание.

 

 

Педагог-психолог: Чаусова Светлана Германовна

Дата обновления страницы: 24.12.2020

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122