Школьный психолог

Создано: 08.12.2020, обновлено: 12.04.2021


        podrostkam-o-suitside

pamyatka-dlya-vzroslyih-podrostkovyij-suitsid podrostkam-o-suitside     

Родителям ВЫБОР ПРОФЕССИИ 

Почему нельзя обсуждать учителя при детях?

И вы становитесь, и я становлюсь свидетелем того, что где-то происходят конфликтные ситуации — среди родителей и учителей. И, что особенно прискорбно для меня и для вас, что в эти конфликты вовлекаются дети. Это подрывает в первую очередь авторитет учителей и дает неправильный, я подчеркиваю, пример для ребенка.

Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.
Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.
Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:
«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».
Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.
Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.
Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.
     Родители не должны обсуждать учителей с детьми – это подрывает авторитет школьных педагогов. Мы должны четко понимать, что и между родителями и школой, и школой и родителями должно быть глубочайшее взаимопонимание и должны быть четкие линии, куда каждая из сторон не может идти. Многие родители не согласятся с этим. Как это – не обсуждать? А если учитель не прав? А если учительница не понимает особенностей/трудностей/гениальности моего ребенка? Да, такое встречается сплошь и рядом. Не понимают. Ошибаются. Вообще далеки от идеала.
Давайте зададим себе вопрос: чего мы хотим добиться, обсуждая действия учителя с ребенком? Учим его отстаивать свои права? Делать замечания старшим (по возрасту и служебному положению)? Не считаться ни с чьим авторитетом?
Но тогда надо быть готовыми к тому, что и наш авторитет не будет ничего значить для ребенка. Точно так же, как мы обсуждаем «училку-дуру» со своим ребёнком, чуть погодя он будет обсуждать нас со своими приятелями. Есть золотое правило нравственности: поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами. Представьте себе ситуацию: Марьванна вызовет вашего Васю и станет обсуждать, какие у него глупые, бестолковые, никудышные родители. Вам это понравится? Нет? Вот и вы не позволяйте себе ничего плохого говорить об учителе в присутствии ребенка.

Во времена моего советского школьного детства в семье обсуждение учителя с детьми было «просто невозможно», и благодаря этому авторитет учителя был непререкаем.  Конечно, в наши дни изменились стандарты взаимоотношений, уважения к личности, и это хорошо. Лозунг «не ставь личное выше общественного» теперь выглядит нелепостью, как и многие другие пережитки советского прошлого. И возвращаться в него мне бы ничуть не хотелось, упаси Бог.
Но зачем же вместе с грязной водой выплескивать ребенка? Избавляясь от советской идеологии, не надо ставить с ног на голову взаимоотношения в школьном коллективе. Учитель должен быть авторитетом для детей, от этого всем только легче. Легче учителю, потому что класс его слушает, дает вести урок. Легче детям, потому что их не мучают сложные противоречия (Марьванна говорит так, а мама наоборот). Легче и самим родителям, потому что ребенок более спокойный.

Если у ребенка в школе проблемы, поддержите его, но ни в коем случае не подогревайте недовольство. Скажите, что вы поможете ему наладить отношения с педагогом. И постарайтесь понять, что вызывает у учительницы нарекания. Как правило, они не бывают совсем на пустом месте.

Если вам что не нравится, выясните у ребенка все подробности происшествия, не давая оценок. А потом пойдите к учителю и выслушайте другую точку зрения. Между прочим, ваш ребенок тоже может быть не прав (вы не знали?). Кстати, некоторые родители ни за что не согласятся с последним утверждением.
Если учитель в самом деле не прав, постарайтесь поговорить об этом с ним самим, спокойно и без «наездов». Объяснить ситуацию, дать понять, что вы со своей стороны тоже не бездействуете. Не помогает? Все плохо? Объединитесь с другими родителями, выясните их мнение. Сходите все вместе к директору. Но все эти проблемы должны решаться взрослыми, не вовлекая в конфликт детей. Не только не рассказывайте детям о происходящем, но и избегайте при детях обсуждать ситуацию с мужем (или женой).
Но чаще всего наше недовольство учителем ограничивается какими-то пустяками, вроде неправильного произношения некоторых слов или заниженной (по нашему мнению) оценки за контрольную.
В таких случаях гораздо правильнее ограничиться активным слушанием.
Вместо слов «могла бы и четыре поставить, что ей, жалко, что ли?» скажите ребёнку так — «Да, обидно. Но у учителей есть официальные критерии оценивания, так что ничего не поделаешь, здесь только тройка. Но смотри – у тебя на две ошибки меньше, чем в прошлый раз! В следующий раз ты сможешь еще лучше».
Такой подход позволяет вам сохранять близкие отношения с ребенком, разделять его переживания, но при этом не ронять авторитет учителя в его глазах. Прежде чем открыть ребенку «суровую правду жизни», взрослым стоит задаться вопросом: чего они этим достигнут? Дискредитируя школу, они лишаются важных рычагов воздействия на детей.

Во-первых, потому что процесс обучения во многом зиждется именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно, усердие в их изучении появляются не сами по себе, а под влиянием педагогов. Если учителей ни в грош не ставят, то и дисциплина начинает хромать.

Ну и во-вторых, лишая ребенка авторитетных взрослых в школе, мы своими руками подталкиваем его к поискам авторитетов на стороне. А ведь далеко не всегда ему попадутся достойные люди. Да и потом, к педагогу еще можно предъявить претензии, а с «неформальных лидеров» какой спрос?

Вот здесь мы должны четко понимать, что и между родителями и школой, и школой и родителями должно быть глубочайшее взаимопонимание.

 

 

Педагог-психолог: Чаусова Светлана Германовна

Агрессивное поведение учащихся рекомендации родителям

Агрессивное поведение учащихся рекомендации педагогам

Адаптация пятиклассников рекомендации педагогам

Адаптация пятиклассников рекомендации родителям


Почему ребенок получает двойки

1 Следует знать, что любые оценки, которые получает ваш ребенок отличные или удовлетворительные, важны для его воспитания. Ребенок понимает, что бывает успех и неудачи. В будущем взрослеющему ребенку будет легче адаптироваться к жизни с ее падениями и подъемами. А отличники, привыкшие преуспевать во всем, тяжело переносят свои первые неудачи.
2 Не ругайте ребенка, за плохие отметки, в том случае если видите его старания, но результат получается неважный, ребенку тяжело дается этот предмет. Страх перед родителями за плохие отметки побуждают ребенка всячески изворачиваться, недоговаривать, прятать дневник и откровенно лгать. Ребенок должен знать, что вы адекватно относитесь к оценкам и не станете бранить его за неспособность получить лучшую отметку.
3 Полученная двойка не является концом света, а всего лишь отметка за часть изученного материала, которую ребенок не понимает. Выясните, что конкретно не дается ребенку, можно позаниматься дома, или обратитесь за помощью к учителю, любой учитель с радостью откликнется на зов о помощи и поможет усвоить сложный материал.
4 Если ребенок упорно трудится, но никак не получается добиться высокого результата, похвалите его за усердие, объясните что важна не оценка в журнале, а навыки и приобретенные знания в процессе обучения.
5 Не заставляйте ребенка выклянчивать себе отметки, для своего удовлетворения. Ребенок не должен унижаться ради хорошей отметки.
6 При ребенке, не высказывайте своих сомнений по поводу объективности выставленной оценки. Сходи в школу, пообщайтесь с учителем. Не стоит обвинять учителей и других учеников в проблемах собственного ребенка.
7 Ребенок не должен ощущать чрезмерной нагрузки, только ради того, чтобы получать одни лишь отличные оценки. Заставлять постоянно получать пятерки неправильно. Ребенок тратит на учебу все свое свободное время, не остается времени на отдых и другие интересные занятия, которые также всесторонне развивают ваше чадо. Учеба под таким давлением приведет к переутомлению, желание учиться пропадет полностью.
8 Помните, ребенок ходит в школу не только ради оценок, а ради новых знаний, общения. Школа помогает ребенку познавать мир и готовит к вступлению во взрослую жизнь.

С появлением первых «двоек» у ребенка, родители не всегда понимают, как правильно вести себя в столь неприятной, но незнакомой ситуации. Начать нужно с того, что все мамы и папы должны учитывать — рано или поздно это произойдет, поэтому к первым плохим отметкам важно подготовиться заранее. А еще лучше, продумать тактику поведения в этой ситуации. Благодаря правильному настрою, вы избежите нежелательных упреков и лишней ругани, и сумеете адекватно объяснить ребенку, как вы смотрите на этот неприятный момент.
Но главное, следует помнить о том, чего нельзя делать, когда ребенок приносит плохую отметку:
• учинять физическую расправу;
• унижать ребенка морально;
• лишать его каких-то любимых занятий или вещей, а также ограничивать в чем-то.
Эти антивоспитательные методы не только не спасут ситуацию, но и усугубят ее. Ребенок может всерьез обозлиться на ваши действия, и будет успевать в школе еще хуже. Дополнительно к этому, между вами могут нарушиться доверительные отношения и взаимопонимание. Поэтому к плохим отметкам важно относиться со спокойствием и пониманием, не ставя их в упрек подрастающему чаду.
Как вести себя, если ребенок принес «двойку»:
1.Не спешите ругать ребенка. Попробуйте вспомнить, какими вы были в этом возрасте, и приходилось ли вам страдать из-за несправедливой реакции родителей на плохие отметки. В действительности на полученную оценку могло повлиять немало факторов, поэтому, в первую очередь, попробуйте разобраться, почему так вышло и как можно исправить ситуацию.
2.Отмечайте успехи своего ребенка в определенных областях обучения и жизни. Благодаря вашему поощрению, ему будет несложно подтянуть свои слабые стороны.
3.Просто поговорите с ребенком. Наши дети многое понимают, только не всегда знают, как вести себя в той или иной ситуации. Откровенный диалог поможет раскрыть причины плохих отметок ребенка. А ваша задача, как родителей, — научиться слушать и слышать свое чадо.
К школьным отметкам нужно относиться с философской точки зрения, вспоминая собственные детские годы. По сути ребенок имеет полное право – получить плохую отметку. Потому что все мы, так или иначе, совершаем ошибки, и они нас многому могут научить. Ребенок, осознавая причины, которые привели его к плохим отметкам, наработает собственный опыт поражений, вслед за которым обязательно последует успех.


Подростки и агрессивное поведение

Проявления агрессии окружают нас повсюду. Злоба, раздраженность стали частью нашей жизни. Мы сталкиваемся с жесткостью на улице, дома и даже в школе. Особенно частыми становятся проявления агрессивного поведения среди подростков.
Как детская, так и взрослая агрессия может быть вербальной и невербальной. К первой относят такие формы поведения как ругательства, нахальство и вызывающее поведение, колкости и высмеивания, отпущенные в адрес другого человека.
Вторая может принимать физическую и нефизическую формы. Физическая агрессия — это умышленное причинение боли другому человеку. Ее проявлениями может быть как избиение, так и порча имущества, принадлежащего жертве. Нефизическая агрессия свойственна преимущественно дошкольникам. Передразнивание, рожицы, высунутый язык — все это ее проявления.
Каковы же причины возникновения агрессивного поведения?
В настоящий момент все больше детей и подростков становятся склонными к проявлениям агрессии. Причины этому следует искать в особенностях воспитания, общения с родителями. Отдельно выделяют врожденные склонности к агрессии.
Что такое агрессия? Почему она существует?
Агрессия — это инстинкт, который возник в процессе эволюции. Природная агрессия уже несколько тысячелетий помогает человеку в нелегкой борьбе за выживание. По крайней мере, так считали Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц.

Агрессия — это реакция на фрустрацию, то есть такое состояние, которое сопровождается волнением, угнетенностью, порожденными невозможностью достижения поставленной цели.

Агрессия — привычка, появляющаяся из-за интенсивных неприятностей, часто повторяющихся переживаний, которые сопровождаются всплеском негативных эмоций.

Агрессия — это приобретенное желание, стремление. Это желание проявляется в яркой эмоциональной реакции гнева.

Очень часто очагом возникновения агрессивного поведения становится школа. Ребенок, попадая в школьную среду, пытается приспособиться к существующим нормам поведения, наладить отношения со сверстниками, учителями.
Нередко в классе возникают ситуации, имеющие негативное влияние на формирование навыков правильного взаимодействия в коллектив. К примеру, нарастанию конфликта, враждебности, а в будущем и проявлению агрессии, способствуют частые жалобы на одного из одноклассников. В таких случаях агрессия становится способом самоутверждения и противостояния толпе.
Довольно часто агрессивными становятся подростки, имеющие плохую успеваемость. Ученик, которого постоянно ругают, критикуют, начинает демонстрировать свой характер, скрывая обиду за плохим поведение. В большинстве случаев агрессия — это защитный механизм. Подросток поступает плохо, делает зло не потому, что он злой, а потому, что он не умеет правильно.


СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».
Организация занятий
Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе «Советы выпускникам»).
Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.